28 мая 2015 года на базе МБОУ «Курьинская сош» им. М.Т. Калашникова, являющейся пилотной по вопросам реализации программ по формированию жизнестойкости в 2014-2015 учебном году, был организован круглый стол, посвященный данному вопросу. На заседании круглого стола приняли участие: председатель комитета по образованию администрации Курьинского района Л.А. Тарасова, ведущий специалист комитета В.Ю. Алехина, директора, заместители директоров и педагоги-психологи школ района.
Систему работы по вопросам реализации программ по формированию жизнестойкости представила педагог-психолог МБОУ «Курьинская сош» им. М.Т. Калашникова Ю.С. Ковшова. В своей профессиональной деятельности она использует активные формы работы с детьми, например, к работе по формированию навыков жизнестойкости подключены волонтеры – школьники старших классов с активной жизненной позицией. Так, по их инициативе в течение весны (1 раз в месяц) в школе проходили «Дни позитива»; на одной из перемен ребята раскрасили «Дорогу жизни» веселыми красками; для обучающихся 5-6 классов проведены классные часы «Мои ценности: жизнь, здоровье, время, друзья, семья, успехи», «Я и мой мир», «Развитие характера» и т.д.; для учащихся старших классов действует профилактическая программа «Все, что тебя касается», занятия проводятся в форме тренинга по поиску нестандартных решений выхода из трудных жизненных ситуаций.
Участники круглого стола по итогам внедрения программы по формированию жизнестойкости обучающихся, познакомившись с опытом работы общеобразовательных организаций Курьинского района, изучив представленные результаты реализации программ классных руководителей и педагогов-психологов в области формирования совладающего поведения обучающихся в трудных жизненных ситуациях, отметили следующее:
в школах организована целенаправленная работа по формированию навыков жизнестойкости всех участников образовательного процесса (аналитический отчет);
классными руководителями, педагогами-психологами, социальными педагогами с классными коллективами 5 по 9 класс в рамках классных часов, психолого-педагогических, тренинговых, организационно-деятельностных и психологических игр;
педагогами-психологами проведены коррекционно-развивающие занятия с обучающимися в рамках факультативов (элективных курсов) или профессиональной деятельности, психолого-педагогической направленности с включением отдельных тем или модулей по формированию жизнестойкости обучающихся;
педагогическими коллективами под руководством администрации апробированы различные модели работы учреждения по формированию жизнестойкости с учетом имеющихся организационно-методических и кадровых ресурсов, особенностей контингента обучающихся и их родителей;
осуществлено повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей обучающихся и индивидуальное психолого-педагогической сопровождение обучающихся с низким уровнем сформированности жизнестойкости.
Каждое образовательное учреждение представило свой опыт создания условий, способствующих осмыслению учащимися своих возможностей, обучающих их формулировать различные жизненные цели и помогающих действовать в выбранном направлении.
По итогам работы круглого стола была принята резолюция, участники пришли к выводу, что вопрос формирования жизнестойкости обучающихся - задача всего педагогического коллектива. Необходим комплексный подход к формированию жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями обучающихся. В данной работе не должно быть пассивных наблюдателей, поэтому достижению результата будет способствовать использование различных активных форм работы с педагогическим коллективом и родителями.
мнения:
Т.А.Морозова, директор МКОУ «Казанцевская сош»:
Условия, в которых протекает жизнь современного ребенка, зачастую бывают экстремальными и способствующими развитию стресса. Проблемы, связанные с решением возникающих трудных жизненных ситуаций, создавшаяся обстановка требует от детей максимальной адаптации. В связи с этим проблема формирования жизнестойкости школьников приобретает особую актуальность. И в первую очередь необходимо сформировать высокий уровень профессиональной компетенции педагогов, обеспечивающих деятельность по развитию ученических коллективов, детско-родительских отношений.
О том, как эта работа поставлена в базовом центре, которым является МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» имени М.Т.Калашникова, рассказала Ковшова Ю.С. Своими наработками поделились педагоги-психологи других школ. Состоялся деловой разговор, намечены пути дальнейшей работы.
И.А.Медведева, директор МКОУ «Колыванская сош»:
В рамках работы круглого стола, педагоги – психологи, заместители директоров по ВР поделились опытом работы по программе «Формирование жизнестойкости обучающихся».
Участники круглого стола отметили, что эффективность работы по данному направлению повышается при совместной работе педагогов и родителей.
Директора школ дали высокую оценку работе организаторов круглого стола.
В целом, участники круглого стола отметили необходимость данного мероприятия, обусловленную актуальностью данного вопроса и его практическую значимость.
|